Иванов Геннадий Егорович, учитель истории, директор Чернокурьинской средней школы Мамонтовского района
«Сельский учитель становится и советчиком, и просветителем, и идеологом и примером того, как жить и выжить в современных условиях…»
«Учитель может быть просветителем тогда, когда он не просто разносторонне творчески одарен и образован, но когда у него есть стремление и потребность поделиться этим с окружающими учителями,родителями,коллегами и умение преподнести это так,чтобы они восприняли то, что он несет им не только как интересное, но и как нужное знание, формирующее какие – то новые черты, умения и потребность в дальнейшем самосовершенствовании. И, конечно же, учитель-просветитель – это бескорыстный подвижник, осознающий свою миссию как служение своему народу. Только при этом условии он и воспринимается в таком качестве окружающим его социумом», - считает учитель истории, директор Чернокурьинской средней школы Мамонтовского района Геннадий Егорович Иванов.
Геннадий Егорович, пожалуй, не нуждается в особом представлении, так как он хорошо известен как в крае, так и за его пределами. Но, наверное, не всем известны все достижения этого выдающегося учителя.то учитель с большой буквы, человек талантливый и многогранный.Именно о таких учителях стоит рассказать в Год Учителя.
Г.Е.Иванов
Всю свою жизнь, с небольшими перерывами на учебу в ВУЗе и службу в армии, Геннадий Егорови прожил в родном селе - Черная Курья Мамонтовского района Алтайского края. С детства его привлекало все неизвестное, поэтому он еще школьником увлекся археологией и краеведением. А уже с 15 лет он работал в археологических экспедициях известного алтайского археолога-профессора А.П. Уманского (БГПИ) и археолога Алтайского краевого краеведческого музея Э.М. Медниковой.Самостоятельно открыл около двадцати археологических памятников в окрестностях сел Черная Курья и Крестьянское, став первооткрывателем древнего прошлого района. Тогда же в районной газете «Свет Октября» появились первые его публикации,посвященные древнейшей истории района и вызвавшие большой интерес,поскольку это была в то время совершенно неизведанная страница . Будучи учеником 8 класса, их автор признан лучшим селькором газеты.
В 1975 году оканчивает гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета по специальности «история» со специализацией по археологии. В студенческие годы активно занимается наукой, работает в археологических экспедициях на Алтае и на Дальнем Востоке, становится дипломантом ряда Всероссийских научных студенческих конференций,продолжая, при этом, популяризацию знаний о древнем прошлом района и края По окончании университета жизнь приводит его в Управление культуры Алтайского крайисполкома, где он работает инспектором по музеям и памятникам истории и культуры. А уже в 1977 году, после службы в армии, он возвращается в родное село, где в это время открывается средняя школа. Работает учителем истории, а вскоре в лице Геннадия Егоровича школа приобретает грамотного руководителя, он становится директором. «К выбору профессии меня привело увлечение историей родных мест, археологией, нумизматикой», - говорит Геннадий Егорович. Уже в школьные годы он был твёрдо убежден, что будет историком. Несмотря на большой объем административной работы, все эти годы он ведет активную общественную и просветительскую работу на селе. Он становится одним из лучших лекторов общества «Знание» и пропагандистов в сети политпросвета, активнозанимается научными исследованиями и приобщает к ним учащихся, организовывая походы по историческим местам края и археологические экспедиции.
У своихучеников Геннадий Егорович пользуется особой любовью и уважением. «Воспитывать у детей чувство истории, любовь к предмету, прежде всего, через знание истории малой Родины, своего рода, на примере деяний земляков. Воспитывать патриота и гражданина. Формировать стремление, умение и потребность самостоятельно добывать знания из различных категорий исторических источников», -стремится Геннадий Егорович. Благодаря его увлеченности своим делом и неиссякаемой жизненной энергии в школе создан археологический кружок,музей истории села.Учитель истории Чернокурьинской средней школыМамонтовскогорайона руководит школьной археологической экспедицией, ежегодно работающей на раскопках древних поселений . Кроме того, он является депутатом Мамонтовского районного совета народных депутатов, членом районной комиссии по аттестации педагогов,олимпиадных комиссий по истории, обществознанию и краеведению, председателем совета по краеведению при Мамонтовском районном краеведческом музее, почетный член Совета музея.
«В крае, несмотря на огромные трудности с бюджетом, многое делается для развития кадрового потенциала учительстваи здесь важновсе – и строительство новых школ и активная поддержка нацпроекта «Образование» иразвитие системы переподготовки учителей игрантовая поддержка лучших учителей и школ. Премия имени С. П. Титова –одно из ярких и оригинальных тому подтверждений. Не каждый регион может таким образом продемонстрировать поддержку учителя –просветителя», - говорит педагог.Впечатляют успехи, которых достигают ученики педагога.Так, Зиновьев Михаил в 2004 – 2006 гг. с работой по археологии «Древние всадники алтайских степей» стал неоднократным лауреатом и победителем краевых конференций и Всероссийских конкурсов: «Первые шаги», «Юность науки», «Шаг в будущее», «Юность, наука,культура», награжден дипломом Министерства образования и науки и медалью Эвариста Галуа. Кроме того, по итогам 2006 года Михаил стал лауреатом премии Президента РФ по
национальному проекту «Образование» в размере 30 тысяч рублей (региональный уровень) и два года подряд был стипендиатом главы администрации Алтайского края. А в 2006 году ученик Геннадия Егоровича, закончив школу с серебряной медалью, по результатам научных исследований его зачислили без экзаменов на отделение археологии гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, где он продолжает учебу и научную работу.
Всероссийская олимпиада Созвездие г.Королев.
Ученица Геннадия Егоровича Кубикова Ольга с работами «Поселение бронзового века Калиновка – 2,как исторический источник» и «Керамические комплексы поселения Калиновка –2 как культурно – хронологические индикаторы» трижды успешно выступила на Установочных сессиях краевого конкурсадля одаренных школьников молодежи «Будущее Алтая –2007, 2008, 2009». Работа в числе лучших в номинации «История,археология, этнография» была представлена на Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ школьников «Первые шаги» (г. Москва,март – апрель 2007, 2008, 2009 г г.) и удостоена дипломов лауреата II степени и дважды – первой степени,а в 2009 году Ольга получила и высшую награду конкурса -медаль Э.Галуа. В течение двух последних лет её работы удостоены дипломов I степени на Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура» (г. Обнинск, г. Новосибирск),в 2008 году она получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе «Шаг в будущее» (г. Москва). Её работа признана лучшей на региональной археолого-этнографической школьной конференции (г. Барнаул). Ученица Геннадия Егоровича неоднократно занимала первые места в районной краеведческой конференции и в олимпиаде по краеведению, два года подряд у неё второе место в краевой историко-краеведческой олимпиаде школьников.В 2009 году она стала стипендиатом Губернатора Алтайского края и лауреатом премии президента для одаренной молодежи, являлась членом Молодежного жури краевого и окружного конкурсов «Будущее Алтая». Геннадий Егорович был одним из руководителей делегации школьников Алтайского края – участников программы «Будущее Алтая» на Всероссийских конференциях, конкурсах и олимпиадах: «Юность науки» (г. Обнинск), «Первые шаги» (г. Москва), «Созвездие» (г. Королёв).
«Новый учитель» - это профессионал, воспитанный на лучших достижениях российской и советской педагогики, но в совершенстве владеющий современными образовательными технологиями (прежде всего, информационно –коммуникационными), а «новая школа» - это лаборатория, позволяющая учителю этими технологиями овладеть и реализовать их в учебном и воспитательном процессе. К сожалению, не каждая сельская школа этим требованиям отвечает и пока ещё не созданы условия, чтобы в сельскую школу приехал и остался работать талантливый, творческий, высокообразованный молодой учитель. Нашей школе повезло – мы победили в нацпроекте, получили миллион и сумели приобрести необходимый минимум современного оборудования, а средства родителей и спонсоров помогли сделатьобучение комфортным.Но чтобы этот потенциал развивать, нужно, чтобы финансовые вливания были регулярными, нужно чтобы учитывалась специфика сельской школы. Нужен закон о сельской малокомплектной школе, если мы хотимеё сохранить и развивать в новом образовательном пространстве».
________________________________________________________________________
Монахов Н. Юный археолог // Газ. «Свет Октября» (Мамонтовский район), 19.07.1967, № 86 (3485);
Иванов Г. У истоков нашего прошлого// Газ. «Свет Октября», » №№ 26 -29 за 1968; Иванов Г. Древности нашего района //
« Свет октября», № 62 (3929), 23.05.1970 г.
Иванов Г. Интересная находка// Газ. «Свет Октября» 15. 02. 1972, № 20;
Иванов Г. Новообинский курган и некоторые вопросы истории древних племен степного Алтая//Материалы
XII Всесоюзной научной студенческой конференции. История. Новосибирск: НГУ, 1974.
Иванов Г.Е. «Вооружение и военное дело населения лесостепного Обь-Иртышья в эпоху поздней бронзы – раннем
железном веке» Автореферат, диссертации . . . канд. ист. наук. Барнаул, 1995. 28 с.
Иванов Г.Е.Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района. Барнаул, 2000, 168 с.
Перепечатано с сайта: http://www.akipkro.ru/