RSS Выход Мой профиль Главная
Регистрация

 


ДА, СКИФЫ МЫ, ДА, АЗИАТЫ МЫ...

ПОЭТ АЛЕКСАНДР БЛОК ОШИБАЛСЯ, НАДЕЛЯЯ НАШИХ
 ПРЕДКОВ-СКИФОВ - РАСКОСЫМИ ГЛАЗАМИ


Согласитесь, не каждая сельская школа может похвастаться директором, защитившим  кандидатскую диссертацию. Геннадий Иванов, директор Чернокурьинской средней школы, кандидатом исторических наук стал десять лет назад, но на достигнутом не успокоился.Каждое лето вместе с учениками он ведет раскопки в окрестностях родного села, принимает  участие в солидных научных конференциях, которые проходят в Барнауле, Новосибирске, других сибирских городах. Сейчас он готовится к участию в зимней сессии Сибирского отделения РАН. С  мнением Иванова считаются, с его работами знакомы самые авторитетные в сибирской археологии люди.

ПАЛЕОЛИТ ПОД НОГАМИ

Он очень рано увлекся археологией, совсем мальчишкой.

- Все дело в том, что село наше стоит у кромки Касмалинского бора, на границе Приобья и степи. А эти места всегда привлекали человека - он издавна селился здесь. Я с детства об древние  черепки запинался. Начал собирать их и постепенно увлекся. Конечно, очень многое в моей жизни определил тот факт, что, когда я отправил (в 6 классе!) письмо в краеведческий музей, мне, пацану, не просто  ответили, но и приехали посмотреть на мою коллекцию.

- Какой из находок вы тогда гордились больше всего?

- Там много чего было интересного, но, наверное, меня больше всего каменные наконечники  стрел завораживали: настолько они были выточены филигранно, что нравились мне даже  больше бронзы, хотя она теплее, конечно. Бронзовые изделия уже отмечены художественным совершенством, нокаменные поражали меня своей древностью, тем, что вобрали в себя все достижения той, древней цивилизации. И очень хотелось узнать хоть что-то о том, как жили люди в каменном веке.



- Знают ли ваши сегодняшние ученики, кто до них жил в степном Приобье?

- Я надеюсь, что знают. Тем более что в школе есть исторический кружок, мы выезжаем летом на раскопки, зимой обрабатываем, анализируем то,
что накопали. Древних памятников у нас в районе столько, что при желании легко представить себе любой этап истории степного Алтая.  В "Наследии" у меня вышла книжечка "Свод памятников истории и культуры  Мамонтовского  района", и там есть очерк древней истории района, от палеолита  до Средневековья. Есть там  и история нашего  села - Черной Курьи.

- А можете вы по обломку стрелы или женского украшения восстановить облик человека, который сделал их?

- Как вам сказать... Когда человек много лет занимается археологией, у него, конечно, складывается  некий идеальный образ эпохи и людей, которые в ней жили. Так что жизнь человека в то или иное время,в принципе, представить не так уж сложно. Мы знаем, каким было его жилище, какими орудиями  труда он пользовался, чем питался, какими ремесламивладел. С помощью палеозоологов мы до деталей  можем восстановить состав его стада,выяснить, охотники здесь жили или скотоводы. Результаты  раскопок позволяют увидеть,как одна эпоха сменяется другой, полностью меняя жизнь человека.

ПЕРЕСТРОЙКА ПО-СКИФСКИ

- Есть какая-то эпоха в истории человечества, которая интересна вам больше других?
- Ну, если говорить об археологии, то это "поздняя бронза". Очень интересное, по-моему, время, переломное. Это начало массовых миграций, когда большие коллективы все чащеперемещались на очень большие расстояния. Уже возникло скотоводство - еще не кочевое,но достаточно подвижное. Перемещались люди, перемещались вещи, то есть существовали уже какие-то обменные операции, и, видимо, многоэтапные. Потому что на раскопкахвстречаются совершенно удивительные вещи, которые явно пришли к нам из Казахстана,причем центрального, а среди костей степных животных мы не раз находили кости верблюда.Видимо, все-таки доходили до наших мест торговые караваны из Средней Азии.
В то время, в начале I тысячелетия до н.э., от Дуная до Алтая сложилась удивительная общность культур: весь этот огромный евразийский степной коридор был заселен родственными археологическими культурами т.н. валиковой керамики. Заканчивалсябронзовый век, начинался железный, и это был крутой, коренной перелом в жизни людей,их хозяйственной деятельности. Такие времена всегда интересны для исследователя.


- А можно людей той переломной эпохи считать нашими предками?

- Это были потомки тех самых "андроновцев", индоариев, на основе которых возник потомскифо-сибирский мир, раскинувшийся от Черноморья до Енисея. Скифы, как известно, пришлив Причерноморье отсюда, из Азии. А поскольку скифов многие исследователи сегодня рассматривают как одних из предков славян, то да - это были самые-самые отдаленные наши предки. Но не забывайте, что уже в начале I тысячелетия н.э. сюда, в Сибирь, пришли  центральноазиатские племена, то есть тюрки, и северные монголоиды. От европеоидов-скифов здесь и следов не осталось к тому времени.

- Выходит, все-таки ошибался Блок, наделяя скифов раскосыми очами?
- "Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами..." Я очень люблю это стихотворение, но, увы, не могли скифы обладать раскосыми очами, у них был европейский разрез глаз. Об этом говорят результаты раскопок скифских курганов, которые сохранились и у нас, в алтайской степи, и на территории Горного Алтая.

 

- Что чувствует историк, уходя в глубь времен?
- Когда копаешь, хочется представить в деталях ситуацию, в которой люди жили. Есть возле нашего села поселение Калиновка II, мы там лет двадцать уже копаем. Наверное, все-таки возникла какая-то связь с той эпохой за столько лет. Там сейчас обширная болотистая низина, заросшая камышом выше человеческого роста, и
рядом лес. Видимо, они жили на берегу большого водоема у опушки леса. И вот как-то утром я вышел из палатки очень рано, еще туман не развеялся. И был еще ветерок -и волны тумана этого плескались, закрывая камыши. В какой-то момент возникла полная иллюзия того,древнего озера, на берегу которого жили те древние люди. Плюс еще тишина предрассветная,никого кругом... Впечатление такое, будто ты попал прямиком в то время и смотришь на мир  глазами людей, что жили здесь три тысячи лет назад. Честно говоря, мне очень бы хотелось еще раз испытать такое...

НА ДВОРЕ - ХХI ВЕК
Но живет Геннадий Егорович в России начала ХХI века, и все реалии этого непростого времени касаются его самым непосредственным образом. В школе, где он почти четверть века является директором, учатся сегодня 130 детей. По нынешним меркам это совсем не плохо для сельской школы - во всяком случае, ей не грозит реструктуризация. Две средних школы в соседних селах уже преобразовали в девятилетние - там детей "до комплекта" не хватило. В Черной Курье тоже в этом году набралось лишь семеро первоклассников, не больше их будет и через год. Потом демографическая ситуация должна вроде бы измениться к лучшему. Если, конечно, не уедет никто из села... Тревожит директора тот факт, что не хотят возвращаться в родное село его ученики - в педагогический вроде бы многие поступают, а домой не едут. А куда ехать, если зарплата у педагога никакая и жилья нет. В школе третий год работает выпускница иняза, и третий год она снимает комнату...Обидно, что уезжают в город самые талантливые, самые одаренные. Обидно, что сельская семья сегодня не может, как правило, ничего дать ребенку, не в состоянии помочь ему в развитии.Беспокоит директора сельской школы и будущее тех деревень, где остается только начальная школа.Когда из деревни уезжает молодежь и остаются одни пенсионеры, школа им, конечно,не нужна. Но и деревня долго не проживет в таком случае.Может, просто наши реформаторы плохо учили в школе историю? Не случайно в эпохи потрясений увеличивается интерес к прошлому: оно не только сегодняшний день осмыслить помогает, но и заглянуть в будущее...

Иванов "заразил" археологией не одно поколение чернокурьинских детей. Они и сейчас ходят за ним хвостами, всю зиму готовятся к полевому сезону, бредят раскопками. Издалека даже пыль на  черепках кажется им полной романтики.Нынешним летом они "вырыли" больше тысячи квадратных метров на поселении эпохипоздней бронзы. Последние два года вместе с ними на раскопках работают дети из Барнаула,Павловска иТроицкого -так проходят занятия в летней историко-краеведческой школе.Собственные дети Иванова тоже рвались летом "в поле", на раскопки. И самые яркие детские впечатления Лены и Олега связаны именно с археологией, с экспедициями. Хотя работать там приходилось совсем не по-детски - к вечеру юные археологи ни рук, ни ног не чувствовали. Но до  костра все-таки доползали, и от истории эти трудности их не отпугнули.
Елена работает в НПЦ "Наследие", заведует там отделом истории, Олег поступил в этом году на заочное отделение истфака, хотя до этого попробовал себя в разных сферах...
Миша Зиновьев, ученик Геннадия Егоровича, удачно выступил в этом году на российских конференциях юных исследователей в Москве и Обнинске. Эксперты высоко оценили его работу, связанную с вооружением всадников алтайской степи в эпоху поздней бронзы.Миша приходит в своем исследовании к сенсационному, по сути, выводу: всадничество в алтайской степи появилось не в эпоху раннего железного века, как это было принято считать, а раньше, в 9-12 веках до н.э., на грани эпох. Исходя из чего пришел он к этому выводу?Миша анализирует в своей работе весь комплекс вооружения воина той эпохи, начиная с,наконечников стрел, их веса, размеров. И приходит к выводу, что приспособлены они были под лук скифского типа, небольшой, типичный для конного воина. Длинное копье пешего воиназаменяют тяжелый бронзовый топор на рукоятке, которым можно было рубиться с коня,не спешиваясь, а также короткое копье и дротик. Весь этот комплекс типичен, считает юный исследователь, для легковооруженного всадника, знакомого нам по рассказам древнихгреков о скифских сражениях -их тактику боя описывал еще Геродот. Тактика эта почти не менялась на протяжении столетий, пока существовала конница,и человек не  изобрел огнестрельное оружие.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ


Древнейшим археологическим памятником на территории Мамонтовского района
 является стоянка Остров-IV на оз. Горьком. Клад каменных орудий труда оставлен
охотниками и рыболовами верхнего палеолита (они жили здесь от 40 до 17 тыс. лет
тому назад). 8 поселений относятся к концу каменного века - неолита.
В районе известно 28 памятников эпохи энеолита, перехода от каменного к бронзовому веку.
В ХIV в. до н.э. на Алтае появляются поселения людей андроновской культуры, древнейших
предков индоевропейцев. В районе найдено 6 поселений и 4 могильника этой культуры.
10 поселений относятся к культуре "валиковой керамики" (начало I тыс. до н.э.).
Больше всего в районе открыто поселений второй половины I тыс. до н.э. - их 38. К этому же
 времени относится и большая часть курганов, в том числе огромных "царских" - видимо,
район был центром крупного союза племен.33 поселения относятся к I-II тыс. н.э. - их оставили племена скотоводов-кочевников.


Статья перепечатана из газеты №Алтайская правда за 2 ноября 2005 года.

 

 
Связь

 


 
 
Новости

 


Русские каналы

 
 
Разное




ещё фото

 
 
 
Погода


 
 
Статистика
 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Вход на сайт